Вряд ли основатель самой известной компании по производству жевательных резинок Уильям Ригли подозревал, что его гениальный маркетинговый ход с вкладыванием изображений спортсменов и героев комиксов в сладкую продукцию будет спустя 60 лет иметь такой резонанс на другом континенте. В 90-е годы на всем постсоветском пространстве традиционное коллекционирование значков и марок уступило место не менее азартному и увлечению, «заразились» которым абсолютно все школьники – сбором наклеек и вкладышей.

vkladyshi

Сначала под обертками ароматного лакомства появились вкладыши, которые сразу превратились в предмет настоящих детских деловых отношений: ими обменивались, выигрывали друг у друга, частенько жвачку покупали именно из-за этих разноцветных, вкусно пахнущих картинок и бережно хранили в коробочках, альбомах, шкатулках. Кто первый придумал распространенную в те годы игру «на вкладыши» - неизвестно. Но частенько школьные подоконники и любые плоские поверхности собирали вокруг себя не только азартных игроков, но и болельщиков, которые внимательно следили за процессом.
Больше всех ценились среди мальчишек вкладыши из жвачек Turbo, их производила турецкая компания Kent Gida с середины 80-х. Само лакомство было выполнено в форме следа от автомобильного протектора, а каждый вкладыш имел свой номер, всего было выпущено 11 серий. На картинках изображались машины и мотоциклы трех видов: Turbo Super, Turbo Classik, Turbo Sport, современные, старинные и спортивные средства передвижения.
Картинки из жвачек Love is с маленькими историями взаимоотношений и поучительными надписями на русском сразу полюбились девочкам. Их авторство принадлежало художнику из Британии Биллу Эспри, который узнал только в 2008 году о таком использовании его комиксов турецкой фирмой, да и то от журналистов. Их самозабвенно собирали юные леди и из практических соображений: говорили, что 100 вкладышей в магазине можно обменять на целую упаковку жвачки.
Турецкую жевательную резинку Tipitop любили не только из-за вкуса, но и из-за комиксов с похождениями человечка с длинным носом, бабочкой и очками. Правда, надписи на них были на турецком языке, но это не мешало уловить смысл приключений героя.
«Мультяшные» Donald Duck с популярными диснеевскими персонажами, ценились своими обертками, вкладышами, а позже и переводными картинками. 10 оберток меняли на один вкладыш с Дональдом. Далее его можно было обменять на два вкладыша с «носатым дядькой». В общем, цепочка могла быть довольно- таки длинной, котировка «купюр» менялась, а в оборот вводились новые.
Тематика вкладышей была разнообразна и на любой вкус: оружие, спортсмены, футболисты, динозавры. Любой ребенок мог выбрать интересное для него направление в коллекционировании.
С появлением наклеек появился новый и новый элемент дизайна. «Перчинки», «Элен и ребята», «Терминаторы» смотрели со стен подъездов, тумбочек, шкафов и холодильников. До сих пор старая мебель во многих домах имеет на себе нестираемые следы от модной тогда тенденции.
Сейчас многие производители популярных тогда жевательных резинок прекратили производство либо не поставляют в Россию свою продукцию. Но до сих пор существуют коллекционеры, готовые «выложить» за отдельные экземпляры старых вкладышей несколько сотен долларов. Например, Turbo первой серии с номерами от 1 до 50 могут стоить до 250 дол. за штуку. Пересмотрите свои «закрома»: возможно, где-то вы найдете настоящие сокровища?

 

 

Ваш комментарий к статье

Другие статьи про 90-е