Гарри Каспаров – один из величайших шахматистов всех времен и народов. Он был самым молодым шахматистом чемпионом мира. С 1985 по 1997 год Каспаров шесть раз подтверждал свой титул чемпиона, среди людей ему не было достойного соперника.

Шахматный компьютер Deep Blue был разработан еще в 1985 году. К таким программам относились снисходительно, но разработчики утверждали, машина может победить даже чемпиона. Суперкомпьютер являлся мощной системой со специальными процессорами, просчитывающими несколько сотен вариантов ходов в секунду. Разработка таких систем длилась 35 лет. Deep Blue – это 32-х ядерный процессор созданный компанией IBM.
Разработчики предложили Каспарову провести матч с суперкомпьютером, такое предложения его очень заинтересовало. Матч состоялся в мае 1997 года, за ходом игры следил весь мир. 

kasparov-deep-blue

До этого гроссмейстер уже сражался против машины в 1989 году, тогда человек вышел победителем. Спустя 8 лет решено провести матч-реванш для улучшенной версии шахматной машины.
Весь матч состоял из шести партий. Первая игра получилась напряженной, преимущество было на стороне Каспарова, он одержал победу. Садясь за доску против компьютера, гроссмейстер был уверен в своих силах, ранее он обыгрывал машину. Первая победа добавила ему уверенности, возможно, это и подвело его в дальнейшем.
Во второй игре Каспаров сдался, чем шокировал публику. Его ходы выглядели совершенно непродуманными. Он на 45 ходу решил сдаться, хотя, по мнению экспертов, мог сыграть ничью. Возможно, 44 ход искусственного разума в первой игре, который не поддавался никакой логике и привел к поражению машины, сбил шахматиста с толку.
После поражения во второй игре Каспаров выступил с обвинениями в адрес компании IBM. Он утверждал, что компьютером управляют люди, сама машина не может так играть. Так как обвинения были голословны, матч продолжили.
В трех дальнейших партиях Каспаров сыграл в ничью с компьютером. Он заметно нервничал и выглядел растерянным. Перед решающей игрой счет был равный.
В последней игре шахматист играл черными, он применил защитную стратегию Каро-Канн. Он совершил ошибочный ход на первых этапах игры. Наблюдатели были в замешательстве, такое поведение чемпиона могли объяснить только эмоциональным напряжением. Каро-Канн была излюбленной защитой Каспарова, с ней он никогда не проигрывал. А здесь уже на 17-м ходу он сдался.
Победа Дип Блю стала историческим событием в сфере шахмат. Это вызвало огромный общественный резонанс, никогда еще машина не обыгрывала человека. Уже в следующем году был проведен матч между Анандом и программой Rebel 10, машина снова одержала победу.
Проигрыш Каспарова, шестикратного чемпиона какой-то электронной машине стало самым обсуждаемым событием. Шахматисту ставили в упрек его самоуверенные высказывания перед началом матча. Сам чемпион был настолько обескуражен, что требовал выяснить, кто помогал компьютеру. Он был уверен, что не обошлось без мошенничества.
Каспаров требовал реванша, но ему отказали. Ведь после победы компьютера акции компании просто взлетели, и терять открывшиеся возможности руководство не собиралось. У исторического матча был самый высокий призовой фонд. Победитель получал 700 тысяч долларов, а проигравший 400.
То, что проигрыш величайшего гроссмейстера, был всего лишь сбоем компьютерной программы, выяснилось только через 17 лет. Куда делся Дип Блю неизвестно, после матча с Каспаровым о нем ничего не известно. Был ли это на самом деле сбой или честный выигрыш электронного разума можно только догадываться. Никаких заявлений на этот счет не было. 

 

 

 

Ваш комментарий к статье

Другие статьи про 90-е