Одесса – мама. Кузница юмористических кадров. Именно отсюда начали свое победное юмористическое шествие многие передачи. Воздух здесь, какой – то особенный, – ли? Или теплое море определяет специфику одесского характера? Загадка.

Но как – бы там ни было, на момент выхода «Каламбура» в 1996 году, уже успешно шутили целых пять лет другие одесситы, земляки «каламбурийцев». Постсоветское пространство обожало «Маски – шоу» и «Джентльмен – шоу». Нужно было иметь определенное мужество, что - бы создать программу, способную соперничать со знаменитыми корифеями юмористических шоу. Так что Юрия Стыцковского, автора и творческого вдохновителя «Каламбура», можно назвать мужественным и отважным человеком.

kalambur

Создается такое впечатление, что идея создания собственного проекта пришла к нему еще во время съемок в «Масках», где он активно участвовал с 92 по 95 годы. Объединив усилия еще четырех единомышленников, Стыцковский создает новую программу. Но что – бы составить достойную конкуренцию на экранах, привлечь внимание разбалованного на хорошие шутки зрителя, нужно было придумать что – то новенькое, необычненькое.
Автор со товарищи таки придумали. Свою развлекательную передачу они сделали журналом видеокомиксов. Так что «Каламбур» можно с полным основанием называть одной из первых ласточек российских ситкомов. Особый жанр отличает последовательность небольших сцен, объединенных в один сюжет и сопровождаемых закадровым смехом. Это и стало изюминкой «Каламбура».
Журнал видеокомиксов от «Каламбура» это семь постоянных рубрик с главными героями, попадавшими в комические ситуации. Каждая рубрика стала самостоятельным сериалом, продолжавшимся от выпуска к выпуску.
Начинался журнал аперитивчиком, в котором актеры разогревали юмористический аппетит у зрителей короткими смешными сценками. Разогрели до такой степени, что рубрика стала называться «Вы написали – мы сыграли». Увлеченные телезрители стали присылать свои студенческие, армейские, театральные байки. А актеры их экранизировали.
В рубрике «Под звуком ПИ» группа пародировала ток - шоу. Зрителям предлагали угадать, о чем идет речь в разговоре ведущего и гостя программы. Было жутко интересно, ведь вместо главного слова звучало «пи», отчего реплики становились довольно-таки двусмысленными. Какие только мысли не приходили в голову заинтригованного зрителя, даже пошлые. Было очень смешно, когда в конце рубрики озвучивали правильное слово, которое оказывалось очень даже приличным.
Бар «Каламбур» стал прототипом многих учреждений такого типа. С постоянно разговаривающей по телефону официанткой, с девушками легкого поведения, вышедшими на охоту, с грубыми и наглыми посетителями. Актеры высмеивали нашу действительность и хамство «сильных мира сего». А этого хватало в то время, к большому сожалению.
Крутое пике пассажирского «Бройлера – 747» было, пожалуй, самым прикольным шоу. На действия мужественно Командора, находчивого второго пилота Дринкинса, хладнокровного радиста Морзе, без смеха нельзя было смотреть. Одни имена чего стоят. А великолепная мисс Мурпл в роли мисс Бурпл – чем не каламбур. Ну и конечно реплики на английском с закадровым переводом. Одним словом, есть что вспомнить.
Кстати, при съемках одной из серии, актеров приняли за настоящих летчиков из Молдавии – сыграла роль уникальная форма артистов. Зашедшие на огонек настоящие пилоты стали задавать профессиональные вопросы, и только тогда пришлось признаться, что это съемки юмористической передачи.
Железный капут вернул нас во времена первой мировой. Зрители хохотали у телевизоров над «мудрыми» указаниями хера майора, над действиями расторопного Шмульке.
Удивил «Каламбур» и «Деревней дураков». Как это было похоже на правду - баба не дает пить мужику самогон, а тот умудряется его выкрасть любыми способами и распить с собутыльником моряком. И медведь был бесподобный.
Столько персонажей, а актеров в группе было всего пять. Вот где искусство перевоплощения. Функции режиссера выполнял автор идеи Юрий Стыцковский. При этом умудрялся исполнять главные роли в разных рубриках.
Впрочем, все актеры достойны уважения. Ведь в таком жанре сниматься не просто. В комиксах нужен и актерский талант, и мастерство клоуна, чтобы донести зрителю суть сюжета.
Справедливости ради нужно отметить, что «Каламбур» был менее популярным, чем те же «Маски – шоу». Или им не хватило искорки, или зритель был перенасыщен, трудно сказать. Многие считали, что юмор у них не сильно тонкий.
В 2001 г. проект был закрыт. На его счету сто тридцать шесть выпусков, каждый из которых отличается оригинальностью.
Так или иначе, «Каламбуру» нужно сказать спасибо, в какой – то степени он отвлекал от жизненной катавасии, давал возможность вволю посмеяться. И если мы сейчас вспоминаем о тележурнале, не значит ли это, что он выполнил свою миссию?

 

 

Ваш комментарий к статье

Другие статьи про 90-е