Газетные карикатуры 90-х

азетные карикатуры 90-х

Среди всех типов карикатур, говорить о газетной сложнее всего, хотя бы потому, что волей-неволей придется затрагивать политику. Если развлекательные издания, публикующие карикатуру, могут сосредоточиться на иронии над рядовым читателем, газетная карикатура, в большинстве своем – политическая, хотя и не брезгует социальными проблемами.

Легко понять, что именно по газетной карикатуре сильнее всего била советская цензура. У жанра вырвали зубы, загнав его в узкие рамки разрешенных тем. А потом случились 90-е. И ситуация с газетной карикатурой сделала разворот на 180 градусов.

«Золотое десятилетие» российской карикатуры

Карикатура и пресса связаны неразрывно. То, что воздействует на средства массовой информации, проявляется и в представленных на газетных страницах рисунках. Хорошее ли, плохое – значения не имеет.

Перемены 90-х не могли не отразиться на СМИ. Цензура ослабла и, впервые за долгие годы, такое явление, как газетная карикатура смогло раскрыться в полной мере. Она наконец-то смогла показать свое настоящее лицо и стать остросоциальной, смешной и предельно откровенной. Оставаться в узких рамках обличения Запада, воспитания молодежи и борьбы с врагами партии больше не требовалось. «Благо», материала для высмеивания у карикатуристов новой страны хватало.

Все началось с «Московских новостей», «Коммерсанта», «Московского комсомольца». Впрочем, не отставали и остальные издания.

Работа М. М. Златковского, «Коммерсант», 1990.
Работа М. М. Златковского, «Коммерсант», 1990.

Так получилось, что именно в редакции «Московских новостей» в 90-е работала целая плеяда талантливых карикатуристов: основатель Союза карикатуристов России Михаил Михайлович Златковский, выдающийся графист, знаток языка метафор Игорь Алексеевич Смирнов, мультипликатор Сергей Петрович Тюнин, художник-оформитель Виктор Скрылев.

Немного теории. И тогда, и сейчас существовало несколько типов карикатуры, которые с разной частотой можно встретить в СМИ:

  • Портретная карикатура

Портреты и шаржи в карикатуре – это изображения, где с иронией и гротеском утрируются черты того или иного персонажа. В газетах роль героев шаржей играют звезды и политические лидеры.

  • Социально-бытовая карикатура

Самый популярный в прессе вариант. К этому жанру относятся карикатуры 90-х посвященные алкоголю, очередям, бедности, проблемам конкретных социальных групп. Причем, не в целом, а конкретно в данный период времени.

  • Изошутка

В данном варианте внимание читателя газеты сосредоточено на рисунке и его построение. Текст в изошутках обычно отсутствует. Не самый популярный, но присутствующий в газетах 90-х стиль, примеры которого можно найти на страницах «Смены».

  • «Стрипы»

От 2-х до 5 рисунков, расположенных на одной странице и объединенных общим смыслом.

  • Философская карикатура

Жанр, близкий к социально бытовому, но обращенный к вечным темам. Работы Виктора Богорада, о котором мы расскажем ниже, относятся именно к этому направлению.

  • Политическая карикатура
Также может быть интересно:  Москва 1994 года (10 фото)

Тип карикатуры, получивший в 90-е особое распространение.

Михаил Златковский вспоминает, что причины такого расцвета политической карикатуры в 90-е долго искать не требуется. Были темы, не было цензуры.

азетные карикатуры 90-х
«Известия», 1992 г.

Само собой, редакцией «Московских новостей» дело не ограничивалось.  Уже упомянутый Златковский публиковался еще и на страницах «Курантов», на счету Смирнова работа в «Литературной газете», «Комсомолке», «Красной звезде», в «Известиях» трудился Андрей Василенко.

Жанр расцвел. Без сатирических картинок не обходилось ни одно издание, проходили конкурсы и выставки политической карикатуры. Был основан Союз карикатуристов.

Даже в таком, казалось бы не ориентированном на юмор издание, как «Юридическая газета» в 1992 – 1997 годах трудился карикатурист, бывший сотрудник «Крокодила» Вячеслав Иванович Полухин.

азетные карикатуры 90-х
Рисунок Вячеслава Полухина, «Юридическая газета», 1993

Ключевой темой была политика. Страна менялась на глазах. Объектом «высказываний» художников были и былые власти – в карикатурах начали активно использоваться советские символы – красные флаги, серп и молот, и те, кто пытался страну менять. Ведь страха перед новыми властями не было – Борис Ельцин не даром был «героем» невероятного числа карикатур.

Получив свободу действий и огромный инструментарий в виде узнаваемых образов и символов, художники во всю использовали с ними классические приемы карикатуры, в первую очередь – визуальную метафору, часто – основанную на архитипах. Сатира выстраивалась на таком уровне, чтобы быть понятной широкому кругу читателей газет.

Даже если какие-то из рисунков и обижали его, Владимира Жириновского, Геннадия Зюганова и других излюбленных «персонажей» карикатуристов, то никаких санкций сверху не следовало. Даже в самые острые, переломные моменты авторы умудрялись изображать происходящее с иронией.

азетные карикатуры 90-х
«Смена», 1996 г.

Но все творившееся за окнами редакций не давало авторам останавливаться на одной теме власти. Менялась не только она. Новые темы для рисунков активно подкидывали и экономика, сходившая, время от времени, с ума, и культура, изменившаяся до неузнаваемости. Да и пытающиеся осознать все происходящее обычные люди давали карикатуристам отменный материал для работы.

азетные карикатуры 90-х
«Известия», 1992 г.

Острый язык «Комсомолки»: Алексей Меринов

азетные карикатуры 90-х
А. Меринов, «Московский комсомолец», 1996 г.

Работы Алексея Викторовича Меринова, вероятно, одни из самых узнаваемых газетных карикатур 90-х годов. Насколько символичен «Московский комсомолец» для постсоветской России, настолько же для самой газеты символичны рисунки Алексея Меринова. Не всегда на политические, но всегда – на близкие читателю темы, его работы сопровождают газету с 1988 года.

Художник-самоучка, Меринов – один из немногих карикатуристов, кто, ворвавшись в газетный мир в период бума карикатуры, продолжает работать до сих пор, не снижая остроты своих работ.

Под его перо попадали политики, актеры, музыканты и обычные люди. Меринов проиллюстрировал Конституцию РФ, Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы.

Также может быть интересно:  Самая известная реклама 90-х
азетные карикатуры 90-х
Одна из самых известных работ А. Меринова. Впервые опубликована в «Московском комсомольце» в период 1989 -1991 гг.

Несмотря на значительное число политических карикатур, большинство работ Меринова относится к социально-бытовой карикатуре и, вероятно, именно это причина его многолетней популярности.

Открывая каждый день «МК», ее подписчики уже привыкли ждать острого, частенько – черного, но не теряющего актуальности юмора Меринова.

Впрочем, у него долгие годы был очень серьезный конкурент…

«Извините, Петровичу сегодня не до карикатур»

азетные карикатуры 90-х
Тот самый Петрович из 1993. Газета «Коммерсант»

Этот рисунок московского карикатуриста Андрея Георгиевича Бильжо сопровождал каждый номер «Коммерсанта» за октябрь 1993. И, действительно, в дни октябрьского путча волновало большинство читателей газеты что угодно, но не карикатуры.

Это Бильжо и уловил. Его работам не впервой было оказываться на острие политических событий. В конце перестроечных лет Андрей Георгиевич, что иронично – практиковавший психиатр, вел рубрику «Политлубок» в газете «Россия». Редакция газеты находилась не где-нибудь, а в здании Белого дома. С балконов которого их и разбрасывали 19 августа 1991 года.

Все в том же 1991 Бильжо начал работать в «Коммерсанте». Там появился его «Петрович» – если вдуматься, первый российский мем.

азетные карикатуры 90-х
«Коммерсант», 1992 г.

 

О популярности «Петровича» говорит уже то, с 1999 года выходил мультипликационный сериал, по мотивам карикатур. Проект продержался в эфире до середины 2000-х, пусть и не единожды сменив прописку, сначала с НТВ на ОРТ, затем – на ТВС и, в 2004, опять на НТВ.

азетные карикатуры 90-х
А. Г. Бильжо, газета «Россия», 1991 г.

 

Что до Бильжо – в 2006 году он ушел из редакции «Коммерсанта» в «Известия». Долгое время работал на ТВ, написал несколько книг, стал в 2013 году Почетным членом Академии Художеств. Впрочем, это не мешает ему продолжать называть себя не иначе как «графоманом».

Петербург не отстает

Не все звезды карикатуры были обладателями московской прописки. В ленинградской газете «Выборгская сторона» трудился Василий Генрихович Александров, стиль работ которого любителям карикатуры тоже отлично известен, не даром Александров публикуется аж с 1973 года.

азетные карикатуры 90-х
В. Г. Александров, 1990 г., «Выборгская сторона»

С 1990 в газете «Вечерний Ленинград» публиковался Александр Зудин, ставший позже постоянным автором «Общей газеты» и «Реклама-Шанс», а в 1999 году создавший крупнейший русскоязычный ресурс, посвященный карикатуре Cartoon.

азетные карикатуры 90-х
А. Зудин, «Реклама-Шанс», 1999 г.

В «Смене» публиковались работы карикатуриста с мировым именем –  Виктора Борисовича Богорада, одного из основателей группы «Нюанс», куда помимо него входили Леонид Мельник и Вячеслав Шилов.

азетные карикатуры 90-х
«Известия», 1992 г.

Богорада называют «реформатором карикатуры». Он расширил границы жанра, добавив в него нечто настроенческое, взятое у символистов и авангардистов. Для Богорада всегда было важно, чтобы рисунок был понятен без сопровождающей его подписи, автономно.

азетные карикатуры 90-х
В. В. Богорад, газета «Смена», 1990

Чтобы его позиция была ясна, нужно понимать, что тексты карикатур делятся на 3 слоя:

  • текст как часть самого изображения – различные вывески, лозунги на плакатах и прочие надписи на различных элементах рисунка;
  • реплики персонажей, та часть текста, что обычно помещена в пузырь;
  • пояснительный текст под карикатурой.
Также может быть интересно:  Журналы «Cool» - альтернатива Интернету в 90-е

Богорада смущал именно последний, ведь если работа актуальна, то зачем ей комментарии?

азетные карикатуры 90-х
В. В. Богорад, газета «Смена», 1990-1993

Созданный Богорадом в 1997 году «Нюанс» развивал его идеи. Фантазия, расчет на то, что работы группы нечто большее, чем сиюминутное развлечение читателя и лежащие в их основе мысли заставят улыбнуться и задуматься не только  человека из 90-х.

Что до остальных заметных участников «Нюанса», Вячеслав Шилов публиковался в газетах «Невское время», «Смена», «Версия», «Вечерний Петербург». В 1997 году Шилов выпустил сборник карикатур «А вот со мною тоже был случай».

азетные карикатуры 90-х
«Известия», 1992 г. Объектом иронии служила не только политика

Леонид Мельник публиковался в «Комсомолке», французской, латвийской и немецкой прессе. К сожалению, в 2012 году художник скоропостижно скончался в день открытия выставки петербургских карикатуристов.

азетные карикатуры 90-х
Л. Мельник, «Комсомольская правда»,

За пределами столиц

Региональным газетам тоже не чужда была сатира. Узнаваемы стиль имели карикатуры волгоградского художника Михаила Серебрякова, хорошо известного и за пределами России – его выставки неоднократно проходили в Европе и даже африканских странах. Сам художник свой стиль называет «реабсурдизмом», отсылая публику к сюрреализму и абсурдности нашей действительности.

В «Ставропольской правде» публиковался Владимир Ненашев, а в «Российской газете» можно было встретить работы пермского автора Олега Панькова.

азетные карикатуры 90-х
«Российская газета», 1993 г.

Уже упоминавшийся Вячеслав Федорович Шилов хоть и известен как ленинградский карикатурист, начинал в газете «Калининградский комсомолец».

Конец парада

К сожалению, то, что породило «золотой век» российской газетной карикатуры, его и уничтожило. Ситуация в стране была нестабильной и большой пласт художников, в том числе – Михаил Златковский,  воспользовавшись тем, что такая возможность появилась, перебрался на Запад. Кто-то, как Златковский, позже вернулся, кто-то остался на западе. Многие сменили сферу деятельности, уйдя в книжную иллюстрацию и мультипликацию.

азетные карикатуры 90-х
Работа М. М. Златковского опубликованная в 1990 году в газете «Куранты»

Те кто остался со временем оказались в довольно сложной ситуации. На смену цензуре, по мнению Виктора Богорада, пришла самоцензура, а в сочетании с кризисом печатных СМИ это привело к упадку газетной карикатуры, хотя продолжают публиковаться отдельные авторы – Алексей Меринов, Андрей Бильжо, сам Богорад. Карикатуры можно увидеть в газете «Ведомости», в «Новой газете», в «МК». Но большая часть печатных изданий старается по тем или иным причинам избегать политической карикатуры на своих страницах.

азетные карикатуры 90-х
Рисунок Л. Мельника, 1993 г., «Комсомольская правда»

Спрос на карикатуру упал. Основным «местом обитания» ее авторов стали личные сайты и страницы в социальных сетях. Вопрос в том, переход ли это на новый уровень, с учетом современных реалий, или просто вынужденная мера.

Оцените статью
BEST90.ru - лучшее из лихих 90-х