Рекламные вывески 90-х

Рекламные вывески 90-х

Вывески отображают стилистические особенности своего времени. В советские годы страна не знала такого понятия, как наружная реклама. Подсвеченные повечерам надписи были ничем иным, как просто информационным оформлением городов. Такие указатели подсказывали населению, что продается в этом месте и не более.

На рубеже 90-х в Советском Союзе организовали централизованную рекламную службу, которая должна была координировать работу всех республик страны.

Несмотря на стремление развивать это направление, идеологическая составляющая пока никуда не ушла. Государство жило в условиях тотального дефицита, поэтому считалось, что рекламировать товары народного потребления незачем.

Рупор эпохи привычно придерживался установки, что реклама – это капиталистическое средство одурачивания потребителя, декларирование лишних для советского человека потребностей, навязывание чуждых явлений.

Рекламные вывески 90-х

Целью советской пропаганды было визуальное отображение растущего благосостояния граждан СССР. Неоновые вывески для гастрономов, аптек, кинотеатров прекрасно справлялись с этой задачей. Основным производителем буквенных панно был «Московский завод газосветной рекламы». Количество выпускаемой продукции, как это нередко бывало, отражалось на его качестве. Поэтому в воспоминаниях каждого, кто жил в те времена, сохранились подмигивающие или вовсе горящие через один фрагменты. Качество неоновых трубок оставляло желать лучшего. Они быстро выходили из строя или обесцвечивались. Сама же конструкция стремительно подвергалась коррозии.

Распад сверхдержавы сопровождался резкими переменами в экономике: жестко регулируемая социалистическая трансформировалась в рыночную. Отсутствие опыта и четкой стратегии у власть предержащих привели к болезненному переходному периоду.

Рекламные вывески 90-х

Вопреки тому, что Россия получила в наследство от СССР самую зрелую часть рекламной отрасли, оказалось, что уровень ее развития запаздывал относительно прогрессивных стран на десятки лет.

Торговля рекламными услугами, как часть экономики, появились в РФ в 1992 г. В 1993 г. стали организовываться специализированные подразделения, что придавало явлению цивилизованное обличье. Появился пласт творческих личностей и людей с ярко выраженным маркетинговым чутьем, готовых продавать качественный продукт. На постсоветском пространстве начался золотой век рекламы. 1991 год – финальный период существования неоновых вывесок в прежнем их исполнении.

Рекламные вывески 90-х

Поэтапно появилась потребность привлекать внимание народных масс к определенным группам товаров. Это самый интересный период развития рекламной сферы в России. B нaчaлe 90-x гoдoв начался ажиотаж в использовании модернизированных световых неоновых вывecoк. Технологическое рaзвитиe обеспечило совершенствование процесса пpoизвoдcтвa. Трубки стали пластичными, легко изгибались, приобретая нужную форму. Paзмepы конструкций пepecтaли быть строго нормированными. Богатым стал и спектр расцветок светящегося газа, которым заполняли трубки.

Рекламные вывески 90-х

Бурный рост в области наружной рекламы был обусловлен формированием поставок импортных материалов и современных технологий. Еще в перестроечный период появились зачатки коммерческих взаимодействий с западными партнерами. Когда ограничений не стало, и возник спрос, случилась вторая волна неонового бума.

Советские вывески активно менялись на новые. Никакого согласования с органами местного управления не требовалось, поэтому города засияли щитами всех мастей. Стало возможным производить вывески с разными шрифтами, заимствованными в полиграфии. Крупные российские города стали похожи на Лас-Вегас. Модные в те годы клубы с игровыми автоматами, казино, компьютерные салоны, дискотеки заказывали гигантские рекламные световые короба. Такие конструкции потребляли баснословное количество электричества, но энергозатратность в то время никого не беспокоила. Было позволено все, или почти все.

Также может быть интересно:  Молодежный сленг 90-х

В качестве примера посмотрим как менялся облик московского, популярного в 90-х игорного заведения «Метелица».

Рекламные вывески 90-х

Одной из отличительных особенностей российской рекламы 90-х была безоговорочная нацеленность бизнеса к столице. Здесь разместилось несколько совместных с иностранными фирмами агентств. Этим объясняется парадокс распространения на улицах Москвы рекламы популярных заграничных брендов, при отсутствии возможности приобрести их продукцию в условиях дефицита. Таким компаниям-гигантам были предоставлены места на крышах зданий вдоль крупных транспортных артерий. Возвышаясь над проспектами, крышные установки за версту привлекали внимание, вызывая всеобщий интерес. Оплатить размещение такой вывески могли позволить себе только статусные рекламодатели.

Рекламные вывески 90-х

Именно в Москве обосновались российские представительства крупных сетевых корпораций. В 1990 г. британская компания «Maiden» смонтировала первый билборд на тогдашней улице Горького. На нем было изображено загадочное слово «Mars». Отсутствие дополнительных сведений приводило прохожих в изумление. Население гадало в чем смысл надписи: имелась ли в виду далекая планета, или речь шла о популярном в те годы эстонском клее. О существовании шоколадки под тем же названием в стране еще мало кто подозревал.

С прекращением существования СССР многие вывески утратили свою актуальность. Под новую реальность пробовала приспособиться легендарная «Березка». Это сеть фирменной торговли, где за валюту продавали импортные товары, и куда нельзя было попасть рядовому советскому человеку. Так дорогая для русской души березка стала именоваться «BERIOZKой».

Рекламные вывески 90-х

На Пушкинской площади крыша одного из домов стала «местом прописки» большой электронной вывески еще одного транснационального бренда. В Москву пришла «Соса-Соla». Незадолго до того, первый и последний президент Великой и Могучей говорил: «Процесс пошёл». Империя доживала свои последние дни, но остановить экономические процессы, действительно, уже было невозможно.

Россию, как и другие республики бывшего СССР, настигла рекламная «лихорадка».

Развитые страны прошли этот процесс много раньше, но даже 70-летнее опоздание не могло омрачить колоссальный эффект происходивших метаморфоз. В первой половине 90-х в РФ появились заводы «Соса-Соla».

Рекламные вывески 90-х

В 90-е гг. значительное распространение на российском рекламном рынке получили и другие иностранные корпорации. Основной причиной тому стала рухнувшая отечественная экономика. Международные компании обладали серьезными маркетинговыми наработками. Многие из них имели возможность предлагать качественный товар по приемлемой стоимости. Что уж говорить об ассортиментных преимуществах, по которым изголодался в прошлом советский гражданин. Местный производитель оказался в очень непростом положении.

В конце XX века на той же Пушкинской площади обосновалась реклама прямого конкурента «Соса-Соla» – торговой марки «Pepsi». Стоит отметить, что этот напиток был доступен жителям СССР задолго до его распада. Но рекламировать его стали только в лихие 90-е.

Рекламные вывески 90-х

Настоящим событием для москвичей стало открытие в 1990 году первого в Советском Союзе ресторана «Макдоналдс». Именно в Москве был установлен мировой рекорд по посещаемости этого заведения быстрого питания. В первый рабочий день его посетителями стали 30 тыс. горожан. Поклонение всему западному было на таком уровне, что под вывесками иностранных торговых марок мгновенно образовывались многолюдные очереди. Интересно, что «Макдоналдс» расположился на месте популярного в 60-е годы молодежного кафе «Лира», которое было уникальным для столицы. Творческая интеллигенция того времени облюбовала «Лиру» для своих посиделок.

Также может быть интересно:  Почему те, кто ели Финт стали крутыми?

Рекламные вывески 90-х

Вместе с экономическими реформами, появилось понятие транзитной рекламы.

Под это определение попали всевозможные вывески, щиты и конструкции вдоль транспортных магистралей, а также реклама на бортах транспорта. На восприятие последней у потенциального зрителя немного времени, поэтому в данном случае применяется крупный шрифт, яркая картинка, лаконичный текст. Иллюстрированные троллейбусы и трамваи, как и вся стремительно развивающаяся визуализация двигателя торговли, была в диковинку для населения.

Рекламные вывески 90-х

Реформы выпустили Джина из бутылки. РФ обошла западные страны по скорости роста затрат на рекламу. Зафиксировано, что в 1992 г. на нее было потрачено от 60 до 80 млн. долларов. В 1996 году сумма приблизилась к 1,5 млрд! Рекламные агентства росли как грибы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в каждом большом областном городе. Появились четкие признаки коммерциализации рекламного рынка.

Никто уже не скрывал, что главная цель рекламы – выработать характерный вкус, создать в головах набор нужных рекламодателю приоритетов, привить несвойственный ранее образ мышления. В итоге сделать все, чтобы потребитель не раздумывал нужен ли ему этот товар, а шел и приобретал его. С целью глубокого проникновения наименований в умы на вывесках стали отображать фирменные товарные знаки.

Рекламные вывески 90-х

Появились разные типы рекламных носителей. Повсеместно возникли отдельно стоящие щиты, которые тоже транслировали информацию. Как и шрифтовые вывески на фасадах зданий, эти конструкции – наружная реклама. Стали экспериментировать с подсветкой. Теперь она могла обеспечиваться извне посредством точечно направленных прожекторов, а не только трубками, расположенными внутри конструкции, как это было прежде. Рекламировался тот продукт, производитель которого мог платить за его продвижение. Сигареты «Marlboro» в течение нескольких месяцев располагались одновременно на 600 щитах всех городов миллионников. Стоит напомнить и о роликах на телевидении и про рекламу в печатных изданиях. Пропаганда курения шла из каждого утюга. Закончилось все, как известно, запретом публичной демонстрации этой продукции.

Рекламные вывески 90-х

Еще одним серьезным игроком на рынке рекламодателей стали производители алкоголя, в том числе крепкого. А вот российские изготовители пенного продукта, как ни странно, не рекламировали всерьез свой товар, хотя запрета на этот сегмент в 90-е годы не было. Исключением была «Балтика», которая по-настоящему продвигала свою марку. Компания размещала рекламу продукции на крышах знаковых зданий столицы. Глядя на фото, на ум приходит фирменный слоган компании тех времен: «Балтика — пиво сваренное для меня».

Рекламные вывески 90-х

Пока законодатели размышляли над легализацией и узакониванием рекламы, в инфопространство проникли аферисты. Появились структуры, целью которых было быстрое обогащение путем введения потребителя в заблуждение. 1992 – 1995 годы позволили посредством публичной рекламы заработать огромные деньги ряду мошеннических организаций. Наивным вкладчикам они обещали заоблачные проценты, собирали взносы и благополучно исчезали. Крупнейшая печально известная российская пирамида «МММ» ежегодно тратила на рекламу порядка 20 млн долларов!

Также может быть интересно:  Реклама в журналах 90-х

Рекламные вывески 90-х

С возникновением широкоформатной печати на виниле, города заполонили баннеры и растяжки. Массовое распространение баннеров обусловлено следующими факторами:

долговечность полотна и демократичная стоимость.

Середина 90-х – время активного технологического развития. Появление пейджеров взорвало рынок. На первых порах владельцем такого устройства мог быть только состоятельный человек. Как ни смешно сейчас это звучит, но в 1993 – 1997 гг. наличие пейджера было признаком достатка. Реклама этого товара, безусловно, приносила доход. Только в 1993 г суммарная прибыль рынка пейджинговых услуг оценивалась в 2,6 млрд. долларов.

Рекламные вывески 90-х

На пороге 2000-х за счет снижения цен на услуги, сотовые телефоны победили пейджеры. Пейджинговые компании стали уходить в небытие. Кроме элементарной возможности разговаривать по телефону, не будучи привязанным к определенной точке, сотовая связь предлагала и другие новшества. Счастливые обладатели мобильных с удовольствием обменивались смс-сообщениями, для отправки которых не требовался посредник в лице оператора. Кроме того, сами телефонные аппараты имели дополнительные функции: календарь, калькулятор, адресная книга, игры.

Как итог, лидерами в сегменте покупки рекламы на билбордах стали производители мобильных телефонов и провайдеры сотовой связи.

Рекламные вывески 90-х

Приватизация коммерческих заведений, серьезно затрудняла процесс контроля за вывесками. Профессионалов в сфере рекламных услуг на тот момент не было. Опыт нарабатывался стихийно путем проб и ошибок. Проектированием рекламных конструкций занимались люди далекие от таких сфер как архитектура и градостроительство. Как результат, отсутствие минимальной увязки между зданием и вывеской на нем. Особо драматичной была ситуация в населенных пунктах с множеством исторических построек. Да и рекламодателям такое положение дел было невыгодно. Потенциальному покупателю было трудно зацепиться за полезную ему информацию среди множества хаотично расположенных вывесок, баннеров и билбордов.

Рекламные вывески 90-х

Встал вопрос об упорядочивании аляповатых вывесок всех мастей, скрывающих фасады. Проблема была особенно острой в небольших городах, население которых стало забывать как изначально выглядели здания.

Строгие постройки сталинских времен пестрели всеми цветами радуги. Дома «украшали» по-максимуму в погоне за вниманием прохожих. Вместо архитектурных элементов, фактурного оригинального декора горожане «любовались» многообразием пыльного винила и пластика.

Общество имеет право требовать соблюдения моральных и правовых норм. Важно не забывать, что сама по себе реклама не отвечает за мораль или законность, ее создают люди.

Рекламные вывески 90-х

Мерилом становления рекламного бизнеса в России можно считать характер отношения населения к рекла­ме. Если в первое время к ней присматривались, считали чужеродным явлением и зачастую отвер­гали, то позже стало заметно снисходительное отношение, а иногда определенно позитивное.

Стоит признать, что реклама стала частью жизни. Она сопровождает нас везде. Неважно где в первый раз случилось знакомство с товаром или услугой. Возможно это был ролик на ТВ или вывеска на остановке. Важно какой была встреча. Смог ли автор подойти творчески к процессу создания. Врядли кто-то станет оспаривать, что даже реклама может быть искусством.

Рекламные вывески 90-х

Оцените статью
BEST90.ru - лучшее из лихих 90-х