Тетрис - культовая игрушка 90-х

Тетрис – простая на первый взгляд, компьютерная игра, представляющая собой головоломку по размещению геометрических фигурок на свои места. Идея игры – успеть разместить падающие с верха геометрические фигурки в одну линию. Своеобразие тетриса в том, что в нем почти невозможно дойти до конца.
Ни одна компьютерная игра не имела такой необычной истории, как тетрис.

Тетрис - культовая игра

 

Тетрис - история создания

Игру Тетрис создал российский программист Алексей Пажитнов в 1984 году. Идея создания подобной игры возникла после знакомства с американской игрой пентамино. Правила игры пентамино довольно простые: из отдельных фигурок сложить одну большую фигуру. 

Алексею Пажитнову пришла идея создания компьютерного варианта пентамино. 
Но в то время компьютерных мощностей было не достаточно и приходилось ее отлаживать на тетрамино, что и легло в основу названия игры - тетрис.

Алексей Пажитнов - отец тетриса

Пажитнов работал в паре со школьником Вадимом Герасимовым. В возрасте16 лет, тот слыл на то время, компьютерным гением. 

Пажитнов усовершенствовал взятую за основу головоломку, дополнив ее своими идеями. Именно идея, когда фигурки падают, а заполненные ряды исчезают, сделала игру особенной, интересной и популярной.

Несложная вычислительная головоломка, за короткое время приобрела мировую известность, и оказалась в центре крупного скандала.

Этапы жизненного пути создателя гениальной игры тетрис Алексея Пажитнова:

  1. Алексей Пажитнов родился в 1956 году, окончил московскую математическую школу № 91 и Московский авиационный институт. 
  2. На момент создания тетриса, числился сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР, занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. 
  3. В 1984 году, разработал известную игру «Тетрис». 
  4. В 1988 году при поддержке зарубежной фирмы Bullet-Proof Software организовал компанию AnimaTek по разработке игрового программного обеспечения. 
  5. В 1991 году вместе со своей фирмой переехал в США. 
  6. В октябре 1996 года перешёл в компанию «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandora's Box. 
  7. В 1997 году Алексей Пажитнов занял четвёртое место в списке самых влиятельных людей игровой индустрии. 
  8. Покинул компанию «Майкрософт» в 2005 году. 
  9. В 2007 году Пажитнов был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award. 
  10. 24 июня 2009 года получил почётную награду LARA — Der Deutsche Games Award. 
  11. На 2019 год Алексею Пажитнову 63 года, он проживает в США и продолжает заниматься разработкой видеоигр.

 

Популярность тетриса в 90-е годы

Яркие кубики Тетриса

У игры тетрис очень интересная судьба. Писалась игра изобретателем в свободное от основной работы время, для себя и узкого круга друзей. Однако у друзей тоже есть друзья. Так игра покинула стены Вычислительного центра, в которых родилась и начала гулять по Москве, а вскоре и по всей территории СССР.

В России 90-х годы появились отдельные, сравнительно недорогие, похожие на мобильный телефон, электронные приспособления с экранчиком и кнопками прямоугольной формы. Теперь тетрис оказалась в кармане каждого школьника, и стал для многих первой электронной игрой. На переменах дети устраивали соревнования, играя в тетрис, азартно нажимая на кнопки. Раньше не иметь игру тетрис было вроде того, как не иметь телефон в настоящее время. 
Игра тетрис была настолько популярна, что это устройство в народе сразу получило название «Тетрис», хотя в нем было 6 или 9 разных игр.

Игра из блоков

35 лет тетрису. История о том, как тетрис из Москвы перекочевал на мировой рынок

Алексей Пажитнов, 35 лет назад, 6 июня 1984 года создал игру тетрис, и чуть позже отправил копию в Венгрию, своему коллеге Роберту Стейну. Стейн должен был представить игру на выставке программного обеспечения в Будапеште.
Игра очень заинтересовала Стейна, и он срочно прилетел в Москву, чтоб купить у Пажитнова патент. Патента никакого не существовало, и получить его было не так просто. В СССР такого типа игры считались несерьезным занятием, и государство на подобных Кулибиных не обращало внимания.
В СССР нельзя было заниматься частной предпринимательской деятельностью. Не с первого раза, но Стейну удалось объяснить государственным мужам, что он от них хочет получить. По истечении определенного времени Стейну удалось получить лицензию на игру. Собственником прав на игру являлось государство. Имя изобретателя нигде не фигурировало.
Предприимчивый Стейн, продал лицензию в Великобританию и США. Те в свою очередь заключили договора с другими фирмами на сотрудничество и все начали получать прибыль от продаж тетрисов, и СССР в том числе. Все, кроме самого изобретателя этой удивительной игры Алексея Пажитнова. 

Основные фигуры Тетриса

Каждая из фирм вносили в игру свои новшества:

  • цветовую гамму;
  • качество звука, мелодию;
  • картинку для заставки.

Фирмы, выпуская игру, вставляли немного русского колорита в виде заставки или музыки.
В 1989 году до шести фирм заявили о своих правах на выпуск тетрисов. Назревал скандал. Когда вмешались жуналисты CBS, и начали распутывать клубок, ниточка привела к Алексею Пажиткову. 
И тогда только в СССР, вспомнили о самом изобретателе Алексее Пажиткове.
В качестве благодарности за идею, государство подарило ему квартиру и компьютер.

На примере Алексея Пажитнова хорошо видна система СССР. Умный человек, гений не мог зарабатывать благодаря своему интеллекту. Государство предоставило ему рабочее место, платило зарплату, поэтому было собственником всех идей, которые рождались в государственных стенах.

В 1991 году Пожитков вместе с семьей выехал в США. Там занялся получением лицензии на игру и созданием компании Tetris. Теперь доход частично попадал на счета реального разработчика головоломки. 

Об игре тетрис знают в 185 странах мира. На протяжении 35 лет было продано около 170 миллионов копий. На основе этой игры до сих пор выпускают много разных головоломок.

Интересные факты. Феномен популярности тетриса

Популярная консоль в 90-е

Ученых заинтересовал вопрос такой популярности тетриса. Игре даже пытались приписать влияние на человека по типу наркотического вещества. Начали изучать влияние тетриса на мозг человека. В результате многочисленных психологических исследований, ученные сделали следующие выводы: 

  • тетрис благоприятно влияет на кору головного мозга: приводит к увеличению ее толщины и росту эффективности ее работы;
  • тетрис можно применять при лечении депрессии и посттравматического синдрома;
  • игра тетрис – бесконечна, поэтому способна приносить удовлетворение. В ней нет проигравших, и всегда можно реабилитироваться после временной неудачи.


Все простое гениально

Brick Game 8 in 1

Благодаря своей популярности, простая игра тетрис стала культовым явлением: 

  • о «синдроме тетриса» заговорили психологи;
  • американский журналист Дан Акерман написал книгу «Эффект Тетриса»;
  • Голливуд снимает по головоломке научно-фантастический триллер;
  • Тетрис хранится в Библиотеке Конгресса США в списке важнейших в истории компьютерных игр.
  • ежегодно выходит очередное издание головоломки.


Алексей Пажитнов в последующем, создал около двух десятков компьютерных игр, и не одна из них так и не смогла стать в один ряд с тетрисом.
На примере истории создания тетриса, очередной раз подтвердилось высказывание Йозефа Геббельса «Все гениальное просто, а все простое гениально».


Top