Техно-клуб Птюч: Культовые места 90-х, которых больше нет

Клуб Птюч: Культовые места 90-х, которых больше нет

В 2021 году легендарный клуб «Птюч» отпраздновал бы свой 27-летний день рождения. Он был открыт в 1994 году и просуществовал 3 года. Однако за это время он набрал настолько большую армию поклонников, что через 25 лет после его закрытия, дети тусовщиков сделали вечеринку в «Газголдере», оторвались и вспомнили события прошлых лет. Они планируют повторить событие еще через несколько лет, возобновив феномен заведения.

Описание

Клуб «Птюч» впервые открылся в декабре на проспекте Мира 26 в Москве возле одноименного метро и станции Сухаревская. Изначально создатели не планировали превратить его в танцевальный техно-клуб, но люди, собиравшиеся там в течение трех лет, сделали его именно таким. Александр Голубев, основатель проекта, высказывался в одном из интервью, что идеей создания заведения было создание уютного места для постоянных вечеринок, перемещение алкогольных тусовок из родительской квартиры в подходящее пространство. Интересно, что в начале 1990-х годов большой популярностью пользовались квартирники, а клубов не было. Поэтому «Птюч» стал в 1994 году своеобразной версией квартирника.

Клуб Птюч: Культовые места 90-х, которых больше нет

По мнению многих людей, успех «Птюча» был связан с тем, что он точно отражал потребности общества и попадал в свою эпоху. Феномен клуба возник на фоне желания общества наслаждаться новой музыкой и встречать перемены, проходящие с безумным темпом. Потому все тематические тусовки, которые проходили в заведении, превратились в центр притяжения всех московских тусовщиков-квартирников. На основе их позднее стали проводится новые тусовки в городе.

Кто посещал заведение?

Клуб «Птюч» стал одним из первых заведений, в которых многим людям хотелось зажигать до утра. Его посещали современные девушки и парни. Там отдыхали бизнесмены и люди культурной среды. По версии Александра Голубева, «Птюч» был единственным местом, где в эпоху бандитов с гангстерами собиралась только интеллигентная молодежь и представители высших кругов. Вне зависимости от сегмента, двери были открыты всем желающим. Фишкой заведения была уютная атмосфера для культурного самовыражения.

Клуб Птюч: Культовые места 90-х, которых больше нет

Посетители заведения были одеты по-разному: одни одевались в секонд-хенд, другие — в дорогие вещи. Публика представляла собой микс из людей с разными финансовыми возможностями. Однако в клубе был строгий фейс-контроль. Если по-началу в заведении можно было встретить разносортные слои общества, то позднее организаторы изменили свою политику.  Поэтому «Птюч» оставался местом творческой интеллигенции, концентрации молодежи, которым нравилась электронная музыка и мода.

Также может быть интересно:  Рок-клуб Спартак: Культовые места 90-х, которых больше нет

История и концепция заведения

Заведение было создано тремя давними друзьями: Игорем Шулинским (главным редактором журнала и соучредителем клуба «Птюч), Александром Голубевым (бизнесменом и соучредителем) и Асадом Мир-Касимовым (координатором, редактором журнала).

Друзья продали трехкомнатные квартиры и стали партнерами. После нахождения финансов, они стали искать локации. Общие знакомые предложили им «бомбоубежище», пункт начальства обороны и они решили остановиться там.

Концепция бурно обсуждалась. Организаторы остановились на андеграунд-техно-клабе. Это было нововведением того времени, заимствованное с запада, которое прижилось мгновенно. «Птюч» был единственным местом в Москве, по версии диджея «Птюча», где соблюдалась концепция и стиль, несмотря на большую конкуренцию. По его мнению, клуб был более рафинированным, по сравнению с Манхэттен Экспресс, открывшимся в то же время. Там царила творческая атмосфера, богема, элита и рейвера.

Оформление и дизайн

Согласно концептуальному решению, «Птюч» должен был стать культурным, ярким бомбоубежищем и продолжением тематики, освещаемой в журнале. Он таким и стал, а благодаря регулярному выходу журнала о клубе знали все. Клуб стал первым российским клубом, который представил андеграундную культуру в полном срезе. Там проводились выставки картин современных художников, играла техно-музыка, работали модные и талантливые диджеи, работали видеохудожники. Поэтому оформление было подходящее.

Клуб Птюч: Культовые места 90-х, которых больше нет

Дизайном занимался архитектор Илья Вознесенский. Вход был украшен серебряным металлом, создававшим ощущение другой реальности. Внутри была просторная, максимально нетривиальная танцплощадка, столы со стульями, уединенные комнаты для проведения посиделок с друзьями. По центру зала — лучшее музыкальное оборудование того времени. Ноу-хау того времени стали цветные телевизоры, которые 90% посетителей не видели ранее.

Когда данное место стало известным?

Известность клубу подарил одноименный журнал. Благодаря интервью с различными культурными деятелями, обширному тиражу, в клубе стали проходить яркие события. Здесь впервые была открыта видеогалерея с куратором Татьяной Могилевской. Она занималась показом работ таких художников, как Сергей Шутов, Владимир Могилевский, Александр Новиков и Кирилл Преображенский. Выставки были как традиционными, так и виджеевскими (слово виджей нашло распространение от клуба). В последнем случае микшировались видеоизображения с диджейскими композициями.

Постоянно проходили выставки видео-арта, в число выдающихся проектов входят следующие работы:

  • Caviar TV Сергея Шутова;
  • Doom Party Владимира Могилевского;
  • Убит Необит; Алексея Беляева-Гинтовта с Кириллом Преображенским;
  • Живой перформанс-чтение Дмитрия Пригова.
Также может быть интересно:  Реклама 90-х – верили, как самому себе

В видеогалерее проводились первые в России показы Геннадия Устияна. Каждый вторник устраивались концерты живых альтернативных, постиндустриальных групп «Ночного проспекта», «Пограничного состояния», «Ф.И.О», Юрия Орлова, Медузы 7, «Два самолета» и других. Живые выступления сделали клуб особенно популярным. Организаторы также активно привлекали к работе зарубежных музыкантов: диджея Паула Эванса, Алекса Найта, Хелла, Корри, Пита Лазонби, Стефановича и музыкантов: Platipus Records, The Orb, Jimi Tenor, Holger Czukay. Когда выступали личности, они собирали поклонников. Это одна из настоящих жемчужин проекта.

Каждую пятницу, когда были вечеринки «Нежность», показывалась альтернативная мода Андрея Бартенева, Маши Цигаль, Ольги Солдатовой и Анастасии Михайловской. Регулярно проводились концерты резидентов Ивана Салмакса, Джанго, Ежа, Компас-Врубеля. Они первыми выступали в клубе в теме техно.

Еще одним ноу-хау было выступление в малом составе британской группы Орб. Клуб посетил Алекс Патерсон с Энди Хьюзом. Концерт запечатлел НТВ канал. Командой был отыгран двухдневный концерт в стиле эмбиент-даб.

Почему данное место стало культовым?

«Птюч» стал культовым местом своего времени благодаря обширной аудитории андеграунда, деятельности одноименного журнала. Он был связан с рейв культурой, клубной музыкой, техном и трансом. В большей степени, на работу клуба повлиял журнал. Впервые за постсоветскую историю, он первым поднимал острые, провокационные, запретные темы, рассуждая о сексе, сатанизме, гомосексуализме, наркотиках и групповом сексе. Стал символом обретенной свободы и свободомыслия за публикацию различных заметок о путешествиях, разговорах с молодыми дизайнерами и интервью с диджеями. Клуб продолжал тему журнала и становился площадкой для обширно мыслящих людей, не обремененных образованием, культурой и воспитанием советского времени.

Клуб Птюч: Культовые места 90-х, которых больше нет

Культовым «Птюч» стал потому, что организаторы стали равняться на запад и приобщать население к тому, что слушал весь музыкальный мир. Популярности клубу придал диджей Джанго. Он придал клубу солидность, поскольку дружил в международной тусовке и по дружбе приглашал именитых людей.

В результате, за три года «Птюч» стал российской и мировой легендой. Он попал в список 100 культовых мировых мест и был уникальным. Организаторы уделяли максимум внимание мелочам, о которых сегодня все шоумены позабыли. Перед каждой вечеринкой выдавались отдельные приглашения и флаеры. Почти на каждом событии изменялся интерьер дизайнерами. По утверждению резидентов клуба, по сути, «Птюч» был арт-клубом, поскольку делал видео-выставки, которых не было в других местах. Он стал единственным, где собирались именитые художники с интеллигенцией, свободными людьми и иностранцами.

Также может быть интересно:  Черкизовский рынок: Культовые места 90-х, которых больше нет

Интересные факты о данном месте

  1. Как и журнал, клуб «Птюч» ориентировался на молодежную культуру и демонстрировал обществу то, что ранее было недоступно. Несмотря на многочисленные обсуждения и осуждения, он стал первым, кто продвинул культуру рейва и клубной музыки.
  2. В клубе «Птюч» впервые в России организовывались выставки видео-арта, кинопоказы, показы альтернативной моды.
  3. Клуб впервые ввел термин «виджей», при котором видеоизображения микшировались с диджей-работой.
  4. В заведении впервые в России выступала британская группа Орб.
  5. «Птюч» впервые в Москве был сделан по типу бомбоубежища. Впоследствии идею перехватили другие именитые заведения.
  6. «Птюч» соседствовал в 5-ти метрах от старообрядческой церкви.
  7. «Птюч» вошел в ТОП-100 культовых мест во всем мире, журнал превратился в своеобразную «Библию рейва».

Когда закрылось и почему закрылось?

Закрытие клуба в 1997 году тесно связано с неумелой работой организаторов, неудачным выбором виджейских показов, большой конкуренцией. Кроме того, у «Птюча» закончилась лицензия, и ему запретили работать в ночное время. Некоторые издательства писали, что закрытие клуба связано с жалобами жильцов окрестных домов, проблемами с арендой и полицией. Другие очевидцы события говорили, что закрытие клуба связано с ликвидацией дилеров наркотиков, отменой наркотической пропаганды и приобщением общества к здоровому образу жизни. По заявлению организаторов, «Птюч» «исчез вместе со временем». Тем не менее, закрытие клуба «Птюч» стало большой трагедией для молодежи. Многие не могли поверить в происходящее, поэтому спустя 25 лет организовали сходку поклонников.

Интересно, что журнал просуществовал еще 3 года, официально — 5 лет. В конце 90-х годов владельцы и редакция стали часто ссориться из-за расходов. Отношения обострились, когда финансирование журнала резко прекратилось и издательство решило продать бренд другому лицу.

Заключение

Появившийся в Москве в 1994 году в «бомбоубежище» ночной клуб совместно с одноименным журналом стал синонимом термина «рейв» и символом новой постсоветской культуры. Уникальное, самобытное заведение за несколько месяцев превратилось в одно из узнаваемых, популярных мест Москвы, как у россиян, так и европейцев. Популярность его связана с большим количеством проводившихся в то время выставок видео галерей, концертов, показов альтернативной моды и тематических вечеринок.

В 1994 году это было единственным заведением, у которого не было равных конкурентов в Москве. Его посещала вся интеллигенция района и до конца своей деятельности, благодаря умелой политике фейс-контроля, оно так и осталось местом для художников, модных дизайнеров, именитых музыкантов и деятелей культуры.

Оцените статью
BEST90.ru - лучшее из лихих 90-х